Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

Истоки

Эвенки - один из немногих современных народов, сумевших построить и сохранить на протяжении тысяч лет гармоничную систему существования человека и природы. Известный этнограф Владлен Александрович Туголуков из-за постоянного кочевания называет эвенков - «идущие поперёк хребтов».

Немало воды утекло за это время, сменились политические системы, экономические уклады, культурные формации нашей страны. Не остались прежними и оленеводы-кочевники амурской тайги. Вместе с другими народами нашей общей Родины они разделили достижения и утраты, радости и горести, надежды и разочарования. Сменились поколения, однако народ, пройдя перевалы истории, сохранился. Конечно, прежних эвенков в их старинном «этнографическом» быте больше нет. Новые поколения амурских эвенков прокладывают новые тропы своей истории и культуры.

Сегодня сохранение национальной культуры, обычаев и традиций народов Севера - общая забота. Администрация Тындинского района совместно с общественными организациями активно разрабатывает и внедряет программы, направленные на возрождение и поддержание традиционного образа жизни, развитие оленеводства, обеспечение жильем, получение образования, возрождение языка, таким образом создавая новые эффективные формы передачи молодежи опыта предыдущих поколений.

 

В Амурской области на 01.01.2017 года проживают 1399 эвенков, это 0,17 % от численности населения области. В Тындинском районе эвенки компактно проживают в с. Первомайском - 198 человек, в с. Усть–Нюкже – 414 человек, в с. Усть–Уркиме - 217 человек.

Этническая история и этногенез эвенков и других тунгусо-маньчжурских народов до настоящего времени остается одной из дискуссионных проблем российской этнографии. Наряду с известной теорией о южном происхождении тунгусов, наибольшее распространение получили гипотезы о восточносибирской прародине. Большинство исследователей связывают этногенез тунгусов с Прибайкальем и Забайкальем. Согласно этой концепции, культура прототунгусов сформировалась в период неолита в горных районах Восточных Саян и реки Селенги. В неолитическое время появляются и получают развитие такие характерные элементы тунгусской культуры, как деревянная колыбель, горшки-дымокуры, М-образный лук, широкие гнутые скользящие лыжи, кафтан с нагрудником. Этот элемент древней одежды был одним из основных аргументов, которые использовали археологи для доказательства автохтонного байкальского происхождения эвенков. В финале неолита часть прототунгусов начала мигрировать на территорию Приамурья, где они стали основным элементом в формировании этнических культур мохэ, а затем - чжурчженей и манчжуров. В это же время прототунгусские племена расселились на восток, северо-восток, запад и северо-запад от озера Байкал. Позднее антропологические, археологические и лингвистические исследования ввели в научный оборот новые данные относительно предполагаемой прародины эвенкийского этноса. Вероятным центром формирования эвенкийского этноса была территория Забайкалья, из которого позже шло распространение в районы Прибайкалья и Приамурья в конце I - начале II тысячелетия н.э.

 

Краткая характеристика эвенков Амурской области

Хозяйственная деятельность: оленеводство, охота, в меньшей степени -  рыболовство.

Образ жизни – кочевой, до начала ХХ в. кочевали все, сейчас же только оленеводы и охотники, остальные живут оседло в поселках.

Организация – родовая община, так было до коллективизации 1930-х годов, затем формировались колхозы, а в настоящее время снова возрождаются родовые общины. На территории Амурской области зарегистрированы 19 семейно–родовых общин.

Жилище – конический чум,  до начала ХХ в., затем появились палатки, заимствованные у золотодобытчиков. В поселках проживают в обычных домах.

Язык – эвенкийский, со множеством диалектов. Принадлежит к алтайской языковой семье.

Раса – монголоидная. Религия – языческая (шаманство).

Начиная с XIX века, эвенков насильно обращали в православие, поэтому на данном этапе их духовная культура является следствием переплетения двух религий. Им давали русские имена и фамилии, образованные чаще всего от имен: Яковлевы, Трифоновы, Петровы, Степановы, Дмитриевы и т.п.  

previous arrow
next arrow
Slider