Фольклорное творчество
Весьма разнообразен эвенкийский фольклор. В нем принято выделять такие жанры как песни–импровизации, мифы, рассказы о животных, загадки, бытовые и исторические предания. Излюбленным жанром были былинный и героический эпос. У различных групп эвенков имелись свои эпические герои. Эпос исполнялся речитативом в течение ночи, нередко в исполнении принимали участие и слушатели.
Обрядовая практика в среде эвенков неотделима от фольклора. К обрядовому фольклору относятся: Имты - обращение к духам и божествам через угощение огня, Улганни – обращение к духам местности, особенно, в момент перехода в опасных местах, через горные реки или скалы. Устное народное творчество, народно-прикладное искусство, праздники и обряды неотделимы от своеобразия таежной земли, её флоры и фауны. Здесь мы встречаемся с художественной интерпретацией всего того, что окружает в этих условиях человека, с чем связана его жизнь: промысел, отдых, праздники. Чтобы понять народное творчество эвенков, нужно знать и понимать мировоззрение и традиционную культуру.
Вся ранняя жизнь эвенка регламентировалась многочисленными запретами, которые назывались «Одё» - это неписаный свод правил, по которым жил каждый, и в них нет суеверия, в них отражён разумный подход к жизни. С самого раннего детства через эти запреты-заповеди усваивались разумные законы таёжной жизни. Они были разными на каждый день и на всю человеческую жизнь. А самое главное – уметь в мире жить так, чтоб не погубить ни себя, ни свою землю со всеми живущими на ней. И как жить мудро на земле - вот что было заложено в запретах-нгалюмо, заповедях. И за каждым запретом-оберегом, запретом-заповедью скрыто своё мировоззрение и своя картина мира. Выработанные веками взаимоотношения с природой составили систему «обычного» права, традиции и правила морали, отражённые в системе нравственно-этических законов, объединённых термином Иты, а также в запретах-табу, именуемых Одё. Очень развит у эвенков обычай нимат - обычай гостеприимства. У эвенков проводились различные магические обряды, связанные с охотой и охраной стад оленей (Сэвэкан, Синкелаун), которыми руководили шаманы, существовали также и бытовые обряды (Кормление огня; Приобщение новорожденного к очагу и ряд других, касающихся только семьи). В связи с шаманством развились обряды, имевшие представления о духах – хозяевах, появились новые обряды – проводы души умершего, и др. Цель обрядов, связанных с промысловой деятельностью (очищение охотника, освящение оленя) - обеспечить успех в охоте и рыболовстве. В основе лежат наблюдения над жизнью животных, природой, своеобразная промысловая этика. Существовали элементы медвежьего культа – обряды, связанные с разделкой туши убитого медведя, поедания его мяса, захоронения медвежьей головы и костей. Особый почёт охотнику, добывающему медведя. Для удачи в пушном промысле собирали амулеты, соболиные носы, лапки белок, мелкие шкурки пушных зверей.
Ансамбль «Гудяй Дуннэ»
Ансамбль «Гудяй Дуннэ» в переводе с эвенкийского на русский язык означает «Моя прекрасная земля». Ансамбль создан в 2002 году, в год первого празднования национального эвенкийского праздника «Бакалдын» в с.Усть-Нюкжа Тындинского района. Основателем и руководителем ансамбля стала Николаева Жанна Анатольевна.
Первоначально в состав ансамбля входили участники разного возраста: взрослые, и дети. В настоящее время в состав ансамбля входят только учащиеся школы - 17 человек.
Ансамбль пользуется популярностью среди местного населения, а также известен далеко за его пределами, принимает участие в концертной деятельности как на сцене своего села, так и на различных фестивалях областного, регионального, международного значения. В репертуар коллектива входят эвенкийские хореографические постановки, а также танцевальные композиции других народов Севера, импровизация сказок, легенд, обрядов. За годы существования коллективом создано очень много танцевальных номеров, среди них очень популярны: «Таежная красавица», «Тундра», «Танец охотников», «Танец с бубнами», «Чукотский», «Камчатка», «Якутяночка», «Легенда о Чульбаусе».
За активное участие в концертной деятельности на территории Тындинского района, Амурской области в 2010 году ансамблю «Гудяй Дуннэ» было присвоено звание народного самодеятельного коллектива. Ребята с концертными программами побывали в г. Хабаровске, Владивостоке, Чите, в Бурятии (г. Улан- Удэ, с. Богдарино Баунтовский район). Неоднократно коллектив принимал участие в областных мероприятиях в г. Благовещенске, выезжал в соседнее государство Китай. Коллектив неоднократно становился лауреатом различных концертов, форумов и фестивалей.
Образцовый фольклорно - этнографический ансамбль «Гудяй Дуннэ» стал лауреатом Первой Всероссийской детской фольклориады, которая проходила с 23 по 27 июня 2022 года в г. Чебоксары.
В начале августа 2023 г. образцовый этнографический ансамбль "Гудяй Дуннэ" участвовал в XVI межрегиональном фестивале коренных народов Сибири "Этюды Севера" в Томской области пос. Парабель).
В середине августа 2023 г. ансамбль "Гудяй Дуннэ" участвовал в «Орочинских праздниках оседлой жизни на Амуре» в провинции Хэлунцзян (КНР), в фестивале «Амур-река дружбы» г. Благовещенске.
На 12 смене 2023 г. в рамках XXIII Всероссийского фестиваля–конкурса национального творчества «ЭтноРоссия» образцовый фольклорно- этнографический ансамбль «Гудяй Дуннэ» получил диплом за 3 место и благодарность за проведение творческого матер-класса в рамках Большой Ярмарки (г. Владивосток Всероссийский детский центр «Океан»).
К международному празднику — Дню коренных народов мира, на таёжной поляне, недалеко от с. Усть-Нюкжа, проведена постановочная торжественная церемония регистрации заключения брака в национальных традициях (эвенкийская свадьба), где главные роли сыграли участники этнографического ансамбля «Гудяй Дуннэ». Видеоролик постановочной торжественной церемонии регистрации заключения брака в национальных традициях, проведённой в с. Усть-Нюкже, будет представлен от региона – Амурской области, в рамках участия в Международной выставке - форуме «Россия» в ноябре 2023 г.
Прикладное творчество
Разработка и реализация этнокультурных проектов позволяет использовать инновационные формы сохранения традиционной культуры коренных народов Тындинского района. Совместно с Министерством внутренней политики Амурской области МБУК «Центр развития культуры, молодежной политики и спорта Тындинского района» разработал этнокультурный проект «Самоцветы Севера». Семинар проводится в Тындинском районе ежегодно. Второй этнический семинар–практикум декоративно-прикладного творчества «Самоцветы Севера» проводился с 9 по 12 августа 2016г. на базе этнографического комплекса «Эвенкийская деревня» с. Первомайского, приуроченный ко Всемирному Дню коренных народов мира. По результатам предварительного отбора заявок на участие были приглашены 30 этнических представительниц области с различной степенью подготовки, и начинающие мастера и более опытные.
В рамках семинара с 9-12 августа2016г. были проведены презентации мастериц, а также 12 мастер-классов по изготовлению, обработке национальной одежды и головных уборов, обуви. Мастерицы смогли обменяться идеями, увидеть работы, проанализировать особенности творческого процесса. При подведении итогов мероприятия участниками была дана высокая оценка семинару–практикуму. Ежегодно популярность семинара–практикума «Самоцветы Севера» растет, и количество желающих участников возрастает. Благодарственными письмами министерства были отмечены мастерицы области, в том числе:
В.В. Акимова - мастер ДПТ (с. Усть-Уркима, Тындинский район). Ею был проведен мастер-класс по выделке камуса и изготовлению национальной обуви – унтов.
Е.Е. Макарова – мастер по ДПТ (с. Первомайское Тындинский район). Мастер-класс по изготовлению кожаного жилета с элементами национального орнамента.
Л.В.Акимова - мастер ДПТ (с. Усть-Уркима Тындинский район) Мастер-класс по выделке камуса и изготовлению национальной обуви – унтов. Женщины наносили рисунки, украшали женскую одежду орнаментом из бисера, кожи, кусочков меха, плели бисерные украшения.
III-й Областной этнический семинар–практикум декоративно-прикладного творчества «Самоцветы Севера» будет проводиться со 2 по 4 августа 2017г. на базе этнографического комплекса «Эвенкийская деревня» с. Первомайского.
Народные мастера
Испокон веков эвенкийские мастерицы-рукодельницы умели искусно украшать одежду бисером, мехом, плести короба и шкатулки из березовой коры, создавать неповторимые изделия из меха и кожи.
Долгие годы декоративно-прикладное творчество коренных народов Севера было не востребованным. И только благодаря талантливым мастерам эта древняя культура сохранилась в ее истоках - на стойбищах и в таежных деревнях. Заслуга мастеров национальных поселков Тындинского района в сохранении народного искусства бесспорна. Сегодня их творения признаны не только на территории района и области, но и далеко за их пределами. Творения наших мастеров - это визитная карточка Тындинского района. Именно их везут в разные уголки страны и за рубеж в качестве сувениров, которые передают неповторимый колорит северного края.
Сохранение и приумножение золотого запаса мастеров – их знаний и умений – главная задача в деле возрождения традиций декоративно-прикладного искусства. Эту работу мастера района ведут при непосредственной поддержке МБУК «Центр развития культуры, молодежной политики и спорта Тындинского района». В рамках данного направления ежегодно проводится семинар–практикум «Самоцветы Севера», где проводятся обучающие мастер-классы, в ходе которых народные умельцы делятся своим опытом с молодежью. Переняв секреты национальных ремесел у своих мам и бабушек, отцов и дедов, мастера стараются передать их следующему поколению, чтобы древнее искусство не угасло. Особенно важно привить любовь и уважение к искусству своего народа детям.
Наши мастера – это настоящие подвижники своего дела, искренне болеющие за судьбу национальной культуры. Назовем лишь некоторые имена.
Кульбертинова Светлана Андреевна, 1984г., с. Усть-Нюкжа, Тындинский район. Председатель родовой общины КМНС «Улуки». Мастер по изготовлению чехлов на сотовые телефоны, женские украшения из бисера, кожи и меха, брелки для ключей и сотовых телефонов, заготовки национальной обуви, меховые ковры (кумаланы).
Курбалтунова Светлана Андреевна, 1966г., с. Усть-Нюкжа, Тындинский район Постоянный участник местных и областных конкурсов по ДПТ (День Оленевода и Охотника, Бакалдын)
Андреева Тамара Фёдоровна, 1959г., с. Усть-Нюкжа, Тындинский район. Председатель родовой общины КМНС «Агдан». Мастер по изготовлению национальных костюмов – женских, мужских, детских, национальной обуви, детских шуб, сувениров из меха оленя.
Абрамова Октябрина Константиновна, 1960г., с. Усть-Нюкжа, Тындинский район. Председатель родовой общины КМНС «Надежда»
Мастер по изготовлению национальной одежды (доха), меховых кумаланов, рукавиц, головных уборов. Изготавливает бисерные украшения, футляры для мобильных телефонов, меховые панно, охотничью национальную обувь (эмчуры, ичиги, туннэ). Постоянный участник местных национальных праздников: День Оленевода и Охотника, Бакалдын, 2012г. Москва ВДНХ «Сокровища Севера».
Акимова Лариса Владимировна, 1965г., с. Усть-Уркима, Тындинского района. Председатель родовой общины КМНС «Нюкжакан».
Мастер по изготовлению эвенкийской верхней современной одежды, обуви, сувениров. Активно принимает участие в местных конкурсах по ДПТ на национальных праздниках: «День Оленевода и Охотника», «Бакалдын», в мае 2017г принимала участие в Международной выставке-ярмарке «Сокровища Севера. Мастера и художники России».
Акимова Валентина Владимировна, 1959г. с. Усть-Уркима, Тындинский район.
Макарова Елена Егоровна,1971г., с. Первомайское, Тындинский район. Мастер по изготовлению эвенкийской верхней, легкой современной национальной одежды, сувениров.
Национальные праздники
В настоящее время у эвенков Амурской области популярными массовыми праздниками являются «День Оленевода и охотника» и «Бакалдын» (Встреча).
День оленевода и охотника - это первый возрожденный национальный эвенкийский праздник Амурской области. Праздник проводится ежегодно в марте месяце, когда заканчивается охотничий сезон, в каждом северном поселке: в с. Усть-Уркима, Первомайском, Усть-Нюкже Тындинского района, в с. Ивановском Селемджинского района, в с. Бомнак Зейского района. На празднике подводятся итоги по охотному промыслу на пушнину и мясо. Чествуются лучшие оленеводы и охотники, чумработницы. По традиции, праздник начинается с «Улгани» - обряда очищения, через который проходят все участники и гости, пришедшие на зимнюю реку.
Обряды проводят уважаемые старейшие представители эвенкийских сел. В программу праздника включаются состязания: гонки на оленьих упряжках, детские гонки на верховых оленях, проводится конкурс на лучшую хозяйку чума, а в последнее время стал проводиться еще и конкурс «Таёжная красавица». Праздник проводится на открытых местах, обычно на реке. Место выбирается не случайно, чтобы можно было провести массовый забег на оленьих упряжках. В соревнованиях участвуют как мужчины, так и женщины, и дети.
Конкурс «Хозяйка чума» проводится среди женщин. Каждая хозяйка чума встречает своих гостей традиционными обрядами и угощает национальными блюдами.
Состязания «Северное многоборье» выявляют самых сильных и выносливых юношей и девушек в метании маута, прыжках через нарты и других национальных единоборствах.
Выступления артистов художественной самодеятельности и катание на оленях создают праздничное настроение у всех жителей и гостей северных сел.
«Бакалдын» в переводе с эвенкийского означает «встреча». Имеется в виду встреча родственников, представителей разных родов, да и просто встреча друзей. Кроме того, это и встреча Нового года - для эвенкийского народа он наступает с прилетом кукушки. Особый национальный колорит праздника «Бакалдын» с каждым годом привлекает всё больше и больше людей. Этот праздник в Амурской области возродился совсем недавно: первый «Бакалдын» прошел в урочище Леонтьевском с. Усть-Нюкжа Тындинского района Амурской области в 2002 году. По решению жителей области и административных властей, праздник «Бакалдын» проводится один раз в 3 года, но только в одном из них, т.к. это мероприятие требует немалых финансовых затрат.
Корни праздника «Бакалдын» уходят в далекое прошлое эвенкийского народа. Во время его проведения встречались молодые люди: юноши демонстрировали свои умения в борьбе, метании маута, прыгали через нарты; девушки показывали свои наряды, чтобы юноши оценили их как умелых мастериц и потенциальных жён. Соблюдались обрядные моменты. Всё это присутствует на празднике и в наше время. В очередном порядке, каждое северное село области принимает делегации своих сородичей. Обычно праздник проводится в лесном массиве, возле реки или ручья. По традиции, все праздники-встречи начинаются с обряда очищения, через который проходят все участники и гости, пришедшие на поляну. Затем старейшим представителем проводится обряд «Улганни», он обращается к духам местности, а все остальные одаривают их, через привязывание отрезков материи, тут же проводится обряд «Алга» (благопожелания). Старейшина проводит на эвенкийском языке, а помощник переводит на русский язык. Гости также принимают участие в обрядах «Имты» (обращение к духам и божествам через угощение огня) и «Сэвэк Мо» (умасливание ритуального столбика с загадыванием желаний), обряда поклонения речке.
На празднике выявляются самые талантливые исполнители танцевально–песенного творчества, мастера декоративно–прикладного искусства, и самые сильные в национальных соревнованиях и играх. Обязательно проводятся конкурсы на знание обрядов, оберегов среди участников, устраиваются конкурсы: Сокур - конкурс семейных пар на лучший национальный костюм.
На конкурсе национальных блюд можно попробовать национальные эвенкийские блюда: «болтушку» - мясной бульон с мукой; котлеты из оленьего мяса; эвенкийский хлеб, в состав которого входят только соленая вода, сода и мука, и другие блюда. Проходит выставка-ярмарка декоративно-прикладного искусства. Звучат национальные песни, танцы. В качестве почетных гостей на «Бакалдыне» присутствуют старейшины сел. На праздник приглашаются делегации Тындинского, Зейского и Селемджинского районов, Читинской области и Саха-Якутии. В последнее время на национальные эвенкийские праздники приглашаются китайские орочоны.
Очередной праздник «Бакалдын -2017» проводился с 28 по30 июня 2017г. в этнографическом комплексе «Эвенкийская деревня» с. Первомайского. Праздник начинался с традиционного обряда очищения, который проводили старожилы с. Первомайского Г.И. Макарова, Т.С. Сафронова, а девушки в национальных костюмах из с. Первомайского одаривали всех гостей и участников праздника цветными лентами. По представлению эвенков каждый человек обязан пройти обряд очищения, чтобы предстать перед духами с чистой душой, без злых помыслов. «Только в этом случае духи отнесутся к вам благосклонно. Костер сожжет все дурное, а дым багульника очистит ваши души». Полоски ткани – это олицетворение и воплощение представлений о нитях жизни, о веревке – судьбе. Повесив на дерево разноцветные ленточки, эвенк как бы соединяет свою нить жизни с нитью - жизни деревьев, а значит, отдает ее в руки верховному божеству Эникэн Буга. Приезжих сородичей или гостей пропускали через чичипкан - расколотый ствол молодой лиственницы с целой верхушкой либо два ствола молодых лиственниц с завязанными верхушками. При этом окуривали дымом багульника, отряхивали с людей веточкой все их болезни, грехи, заботы, желали им здоровья, удачи в охоте, счастья.
В развитие сюжета праздничного мероприятия «Бакалдын -2017» было представлено театрализованное представление «Свадебный обряд эвенков», где помимо шамана зрители познакомились с такими персонажами как жених Алтаней, невеста Чукая (цветок), сватья Томко и другими героями народного этноса. Актуальность выбранной темы продиктована сегодняшней необходимостью в сохранении традиции свадебного обряда для молодого поколения эвенков. Суровые условия тайги выработали особенные семейные традиции в эвенкийской среде, в основе которых были равноправие, взаимное уважение и бережное отношение ко всем членам семьи, были выработаны специфические традиции, позволявшие избегать кровосмешения. Именно поэтому постановка театрализованного представления «Свадебный обряд эвенков», была посвящена эвенкийскому празднику Бакалдын.
В песенно-танцевальном конкурсе учитывалась традиционная пластика, исполняемая в национальных костюмах и сопровождаемая традиционной песней и музыкой, исполненной на национальных музыкальных инструментах. Неизгладимое впечатление осталось у зрителя от выступлений национальных хореографических ансамблей: «Дюгалдын» (с. Ивановское, Селемджинский район), «Гудяй Дуннэ» (с. Усть-Нюкжа, Тындинский район), с. Иенгра Нерюнгринского района Саха-Якутия.
В конкурсе «Национальная кухня» участники представляли для дегустации национальные блюда из мяса оленины, рыбы, дикоросов.
В конкурсе «Национальное жилище» каждая конкурсная экспозиция сопровождалась текстом с описанием особенностей национального уклада жизни и быта эвенкийского этноса. Лучшие этнические мастера представляли свои изделия на выставке декоративно-прикладного творчества.
Впервые был проведен конкурс «Театрализованное представление», где каждая делегация от поселений представляла миниатюры о дружбе и толерантности разных народов, культуре народов Севера. Лучшей была делегация с. Усть-Уркима. Очень ярким и красочным был конкурс национального костюма, который выявил талантливых мастериц по изготовлению сценических, обрядовых, стилизованных эвенкийских костюмов. Ими стали: Исакова Е.В. (с. Бомнак Зейского района), Андреева Т.Ф. (с. Усть-Нюкжа Тындинского района), Иванова В.С. (с. Первомайское Тындинского района). Участники и гости праздника смогли поучаствовать в показательных выступлениях по Северному многоборью.
В празднике участвовали делегации из с. Усть-Нюкжа, с. Усть-Уркима, с. Первомайское Тындинского района, с. Ивановское Селемджинского района, с. Бомнак Зейского района, с. Иенгра Нерюнгринского района Саха-Якутия, ст. Новая Чара Каларского района.
Родной язык
Эвенкийский язык удивительно адаптирован к жизни в природной среде – точный, но, в то же время, образный и мелодичный. Функциональность эвенкийского языка основывается на специфике древней культуры кочевников таежных просторов. На эвенкийском языке можно одним словом выразить намерение отправиться в путь по определенному направлению относительно реки, горной гряды и прочих ориентиров. В эвенкийском языке существует более 20 названий снега, в зависимости от его состояния или значения для охотничьего промысла. Каждому из биологических видов отводится по нескольку названий в зависимости от пола, возраста и прочих характеристик животного, а также его места в мировоззрении таежных охотников.
13-16 декабря 2016 года в г. Благовещенске состоялась III Международная Олимпиада по эвенкийскому и орочонскому языкам и культуре эвенков России и орочонов Китая. Данный проект организован учеными Амурского государственного университета: О.Н. Морозовой, (кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков Амурского государственного университета, г. Благовещенск), Н.Танг, (магистрант Пекинского университета национальностей, КНР), В.С. Гибалиным, (бакалавр факультета иностранных языков Благовещенского государственного педагогического университета, Благовещенск). Олимпиада среди учащихся 1-11 классов общеобразовательных средних учебных заведений России и Китая собрала детей эвенков и орочонов из с. Бомнак, Ивановское, Первомайское, Усть-Нюкжа (Амурская область), с. Иенгра, г. Нерюнгри, с. Оленек, Кутана (республика Саха-Якутия), Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, Баунтовский район республики Бурятия, Верхнебуреинский район Хабаровского края, Иркутская область (РФ), г. Хэйхэ (КНР). Цель Международной Олимпиады – выявление одаренной эвенкийской и орочонской молодежи, активация познавательной и научной деятельности школьников в области истории эвенкийского и орочонского языка, фольклора, культуры, литературы, этнографии эвенков РФ и орочонов КНР. В рамках олимпиады проводились мероприятия: курсы повышения квалификации учителей эвенкийского языка, круглый стол по проблемам обучения языку и культуре эвенков РФ и орочонов КНР, мастер–классы учителей эвенкийского и орочонского языков, семинар-совещание Регионального учебно-методического объединения учителей эвенкийского языка Амурской области, сеансы звукозаписи речи представителей эвенков, Международная дискуссия «Современные тенденции в обучении эвенкийскому и орочонскому языкам и культурам. Точки соприкосновения», Совет молодежи эвенков России, конкурс национальных костюмов, гала- концерты эвенкийских и орочонских ансамблей России и Китая.
Учитывая особую роль родного языка в процессе формирования и развития национального самосознания, Центр проводит активную работу по поддержке национальных языков, культуре коренного эвенкийского населения. Решению этой задачи способствовало оказание партнерской помощи в проведении Международной Олимпиады по эвенкийскому и орочонскому языках, культуре эвенков России и орочонов Китая, проводимому АМГУ с 3-5 декабря 2016г. в г. Благовещенске. На Олимпиаде эвенкийским мастером ДПИ Е.Е. Макаровой были проведены мастер- классы по эвенкийскому сувениру для орочонских детей и учителей Китая.