В течение восьми месяцев 2014 года на территории г. Тынды и Тындинского района произошло 18 ДТП с участием детей, в которых пострадали 22 человека, из них - 9 несовершеннолетних получили травмы различной степени тяжести, будучи пассажирами. В дорожных авариях дети не соблюдают Правила дорожного движения и получают травмы, управляя велосипедами и мопедами, а также в качестве пешеходов и пассажиров транспортных средств.
Самыми незащищенными в автокатастрофах оказываются именно дети-пассажиры. Во время аварии или резкого торможения непристегнутые юные пассажиры получают травмы значительно более серьезные, чем взрослые. Ни одно средство защиты автомобиля: подушки и ремни безопасности, не рассчитаны на маленьких участников дорожного движения.
Для детской безопасности в Европе сорок лет назад специально разработали приспособление, которое в случае аварии удерживает ребенка на месте и таким образом позволяет избежать травм, в том числе и смертельных. В 80-х годах во всех странах Европы на законодательном уровне запретили перевозить детей без таких удерживающих устройств. Водителя, посадившего ребенка в машину без детского кресла штрафуют: в Германии на 40 евро (это 1600 рублей), в Голландии на 75 евро (3000 рублей), во Франции на 90 евро (3600 рублей). После принятых в Европе мер снизились показатели смертности в автокатастрофах: среди младенцев на 70%, среди юных пассажиров на 55%.
К сожалению, в России только четверть родителей всегда пользуются автокреслами – это данные соцопроса, проведенного ВЦИОМ на тему транспортной безопасности. Притом, что с 2007 года в нашей стране запрещено перевозить детей до 12 лет без специальных удерживающих устройств. Сумма штрафа за нарушение в России до недавнего времени была значительно ниже, чем на Западе – всего 500 рублей, сегодня штраф составляет 3000 рублей, а кресла в среднем стоят 3-7 тысяч рублей.
«Частый аргумент против использования детских кресел – неусидчивость, нежелание ребенка, особенно маленького, сидеть в зафиксированном ремнями положении в течение долгого времени, – поясняет президент общественной организации «Движение без опасности» Наталья Агре. – Я сама – мама, и понимаю, как это тяжело – видеть, как твой ребенок мучается. Но, если сопоставить последствия длительной поездки в относительной неподвижности, и тяжелого ДТП, когда ребенок вылетает через стекло – то о чем здесь можно говорить? Что я – враг своим детям? Как можно сравнивать малое неудобство с реальным риском для жизни и здоровья».
Большинство родителей даже не подозревают, какими последствиями для ребенка-пассажира чревата поездка без автокресла. Во время экстренного торможения или аварии при скорости автомобиля 50 км/ч вес ребенка увеличивается примерно в 30 раз, а силу удара, которая обрушивается на маленького пассажира, можно сравнить с падением с 10-ти метровой вышки на асфальт. Ни одна мать не позволяет своему ребенку играть на краю обрыва, но, при этом, сажая в машину, не пристегивает его, хотя это также опасно. До сих пор бытует мнение, что лучшая защита в машине - на ручках у мамы. Комфортно и безопасно. Но это миф. Во время ДТП ребенок с небольшой массой тела легко может вылететь в ветровое стекло со скоростью пушечного ядра, либо человек, на коленях которого сидит ребенок, может раздавить малыша своим весом, либо ребенок может получить серьезные травмы.
«У маленьких детей вес головы составляет четвертую часть массы тела, - сказал врач Сергей Михайлов, который проработал в «Скорой помощи» 10 лет. - В таком возрасте еще слабо развиты мышцы шеи, а позвоночник в области шейного отдела достаточно мягкий. Поэтому при аварии, прежде всего, происходят травмы шейного отдела позвоночника, травмы лицевого отдела черепа и черепно-мозговые травмы. Больше половины детей, которые попали в аварию, были бы сейчас живы, если бы родители пристегнули их ремнями безопасности».
Но ни страшная статистика ГИБДД о гибели детей в автокатастрофах, ни краш-тесты, которые наглядно показывают, что происходит в автомобиле при столкновении с непристегнутыми манекенами, ни штрафы за несоблюдение правил безопасной перевозки детей, не заставляют задуматься беспечных родителей об опасности, которой они подвергают своих чад.
Можно долго спорить о необходимости использования детских автокресел, но каждый родитель-автовладелец должен сам для себя выбрать, что ему дороже: автокресло или жизнь самого близкого маленького человека.
Берегите себя! Удачи на дорогах!
И.Л. Мухоркина, инспектор по пропаганде
БДД ГИБДД МОМВД России «Тындинский»