Ситуация с аварийностью на дорогах в России остается крайне сложной. Каждое третье ДТП происходит с участием юных пешеходов, при этом 70% пешеходов погибают в темное время суток. Виноваты в подобных ночных ДТП, разумеется, не только водители. В ноябре прошлого года Госавтоинспекция России предложила изменить правила дорожного движения (ПДД) и ввести обязательные светоотражающие элементы на одежду пешеходов, чтобы сократить число наездов. Пока ношение фликеров носит рекомендательный характер.
Использование световозвращающих элементов в темное время суток особенно актуально для учащихся образовательных учреждений, которые направляются из дома в утренние часы в школу и зачастую вечером возвращаются домой из школы без сопровождения взрослых, при этом вынуждены самостоятельно переходить дорогу. Присутствие световозвращающих элементов как у взрослых, так и у детей, в том числе на верхней одежде, поможет значительно снизить дорожно-транспортный травматизм среди пешеходов. В качестве обоснования такой позиции может послужить примером западноевропейский опыт.
Научными исследованиями доказано, что полностью одетый в черное человек с небольшой биркой из световозвращающего материала, размером 5-6 см, замечается водителем на значительно более дальнем расстоянии, чем человек, полностью одетый в белое. Отсюда напрашивается вывод, что использование различного рода элементов со световозвращающим эффектом позволит снизить количество ДТП с пешеходами в темное время суток на 30 -70%, в сумерки – на 15%.
Во многих странах ношение фликеров при определенных условиях является обязательным. В качестве наглядного примера полезности введения светоотражающих жилетов в ведомстве ГИБДД сослались на своих же собственных сотрудников. «Яркий пример использования жилетов со световозвращающими элементами для обеспечения личной безопасности в условиях дорожного движения в настоящее время – это жилеты сотрудников Госавтоинспекции и дорожных служб. Любой водитель согласится, что человек в таком жилете заметен на дороге на значительно большем расстоянии, чем без него.
Наличие у водителей защитных жилетов обязательно во многих странах. Так, в частности, требования об обязательном ношении защитного жилета действуют в Италии и Испании с 2004 года, в Австрии и Португалии с 2005 года, в Хорватии с 2006 года, в Бельгии, Болгарии и Норвегии с 2007 года, в Люксембурге и Венгрии с 2008 года». В ведомстве считают, что во время поездки защитный жилет должен висеть на спинке сидения водителя.
По признанию финских правоохранительных органов, сокращение смертности на дорогах стало итогом введения поправок к закону о дорожном движении. В соответствии с ними велосипедисты ездят обязательно в шлемах, а пешеходы носят на одежде светоотражающие элементы, в том числе в населенных пунктах и на освещенных улицах. Ранее это правило касалось лишь неосвещенных улиц.
В Бельгии принят закон, согласно которому местные защитники правопорядка на дорогах получили еще один повод штрафовать водителей. Отныне отсутствие в машине специального жилета со светоотражающими полосами является поводом для выписки штрафной квитанции. В случае отсутствия данного аксессуара безопасности водитель рискует быть оштрафован на 50 евро (порядка 2,1 тысячи рублей). Сумма штрафа для Бельгии относительно небольшая.
Ношение одежды и предметов личного пользования со светоотражающими элементами – один из самый простых, но эффективных способов, с помощью которого пешеходы (а также другие участники дорожного движения) могут быть более заметными на дороге в темное время суток. В данном случае, быть вовремя замеченным означает быть в большей безопасности. Сохраните жизнь и здоровье себе и своим детям – используйте фликеры и светоотражающие элементы в одежде.
Берегите себя и близких!
ГИБДД МО МВД России «Тындинский»