Тындинская транспортная прокуратура разъясняет законодательство об обеспечении безопасности объектов транспортной инфраструктуры.
Требования по обеспечению безопасности объектов транспортной инфраструктуры утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 № 495.
Указанные Требования обязательны для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками, осуществляющими непосредственную эксплуатацию транспортных средств.
Требованиями определены объекты транспортной инфраструктуры (железнодорожные вокзалы и станции; тоннели, эстакады, мосты; объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств; участки железнодорожных путей) и транспортные средства (железнодорожный подвижной состав, осуществляющий перевозку пассажиров; железнодорожный подвижной состав, осуществляющий перевозку грузов повышенной опасности, допускаемых к перевозке по специальным разрешениям), на которые они распространяются.
В целях обеспечения транспортной безопасности субъекты транспортной инфраструктуры обязаны:
назначить лицо (лиц), ответственное за обеспечение транспортной безопасности в отношении субъекта транспортной инфраструктуры;
реализовать план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) поэтапно в предусмотренные этим планом сроки для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
обеспечить в соответствии с утвержденными планами обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры предоставление отдельных помещений и (или) участков помещений на объектах транспортной инфраструктуры для проведения досмотра физических лиц;
обеспечить видеонаблюдение, аудио- и видеозапись с целью документирования действий сил обеспечения транспортной безопасности на контрольно-пропускных пунктах и постах, а также пунктах управления обеспечением транспортной безопасности и т.д.
Дополнительно установлены требования к разным категориям объектов транспортной инфраструктуры. В приложении к Требованиям приведены Правила допуска на объект транспортной инфраструктуры транспортного средства.
Требования вступили в силу с 1 июля 2017 года
Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушения правил транспортной безопасности.
Так, статья 11.15.1. КоАП РФ предусматривает ответственности за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Действие (бездействие), предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное умышленно, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией орудия совершения или предметов административного правонарушения или без таковой либо административный арест на срок до десяти суток; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административный арест на срок до десяти суток; на индивидуальных предпринимателей - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудия совершения или предметов административного правонарушения или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудия совершения или предметов административного правонарушения или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
При этом законодатель примечанием к данной статье определил, что лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Провоз ручной клади в самолетах.
C 5 ноября 2017 года в России вступили в силу новые правила провоза ручной клади в самолетах. Теперь авиакомпании будут самостоятельно устанавливать лимит веса бесплатной ручной клади, но он не должен быть менее пяти килограммов. В новых поправках, принятых Министерством транспорта, подчеркивается, что распространяются они лишь на билеты, приобретенные по невозвратным тарифам. Новые поправки разрешают авиакомпаниям предлагать пассажирам недорогие билеты по невозвратным тарифам, которые не предполагают бесплатный провоз багажа, но в который по-прежнему включен провоз ручной клади.
Изменен список вещей, которые пассажир может взять на борт бесплатно вдобавок к бесплатной норме ручной клади. В нем остались дамские сумочки, портфели, портпледы, детское питание и детские коляски, букет цветов и верхняя одежда. Также в списке - костыли, ходунки, трости, складные кресла-коляски, если они помещаются под сиденьем или на полке над ним. Если нет - необходимо сдать в багаж.
Мобильные телефоны, фотоаппараты, ноутбуки и другие гаджеты, зонты и книги исключили из списка вещей, которые можно взять в салон бесплатно сверх нормы ручной клади, так как они могут быть убраны в дамскую сумочку, портфель или рюкзак и вместе со всеми вещами должны уложиться в ту норму, которая действует у данного перевозчика.
В список вещей, которые можно взять в салон бесплатно, включили лекарства, покупки из магазинов duty free и рюкзаки, при этом вес и габариты рюкзаков устанавливаются перевозчиком.
Согласно новым правилам, при регистрации на рейс или посадке в салон перевозчики имеют право потребовать от пассажира взвесить его ручную кладь. На вещи, находящиеся при пассажире, не будет прикрепляться бирка «ручная кладь». Еще одним важным изменением станет отмена маркировки ручной клади для пассажиров, использующих электронную регистрацию на рейс. В таком случае, для контроля габаритов предусмотрена возможность взвешивания непосредственно перед выходом пассажира на посадку.
Авиакомпании могут применять три вида тарифов на перелеты: невозвратный без багажа, невозвратный с включенным в стоимость багажом и возвратный.
4.
С 1 октября лица старше 65 лет не смогут занимать должности руководителей и их заместителей в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ или органам местного самоуправления, руководителей филиалов медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти.
Таким образом, новые поправки к Трудовому кодексу касаются руководителей государственных и муниципальных больниц, поликлиник и медицинских центров.
При достижении предельного возраста руководитель должен быть переведен на другую «соответствующую его квалификации» должность. При этом, законопроект оставляет возможность продления полномочий до 70 лет, в случае если такое решение будет принято на общем голосовании работников.
Трудовые договоры, заключенные с руководителями, заместителями руководителей медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ или органам местного самоуправления, руководителями филиалов медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, которые достигли возраста 65 лет на день вступления в силу Федерального закона от 29.07.2017 № 256-ФЗ «О внесении изменений в статью 350 Трудового кодекса Российской Федерации» или достигнут возраста 65 лет в течение трех лет со дня вступления в силу Федерального закона, сохраняют действие до истечения сроков, предусмотренных этими трудовыми договорами, но не более трех лет со дня вступления в силу Федерального закона.
5.
С 1 октября 2017 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии».
В соответствии с изменениями, лицензии на экспонирование и коллекционирование оружия и патронов к нему будут действовать бессрочно, при этом срок действия лицензии на приобретение оружия и патронов к нему остался неизменным и составляет 6 месяцев со дня выдачи.
Согласно новеллам, из гражданского огнестрельного оружия с нарезным стволом должен проводиться контрольный отстрел для формирования федеральной пулегильзотеки. Контрольному отстрелу подлежит оружие, принадлежащее гражданам и имеющееся в пользовании предприятий, организаций и учреждений. Уточнено, что отстрел будет производится при продлении разрешений на хранение, хранение и использование (хранение и ношение) - 1 раз в 15 лет, а не в 5 лет, как это было предусмотрено ранее.
При этом, разрешение будет действовать 5 лет.
Указанным федеральным законом исключена отдельная норма об отстреле оружия, принадлежащего гражданам, которые занимаются профессиональной деятельностью, связанной с охотой. Единовременный сбор за выдачу лицензий на приобретение оружия и разрешений на хранение, ношение, ввоз и вывоз оружия и патронов к нему, продление сроков действия разрешения с юридических лиц и граждан в сфере оборота оружия заменили на госпошлину, которая в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах составит 2000 рублей за получение лицензии на приобретение огнестрельного оружия, 500 рублей за выдачу (продление срока действия) разрешения на хранение, хранение и ношение огнестрельного оружия.
6.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.08.2017 № 1837-р утверждена Стратегия государственной политики РФ в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, подготовленная Роспотребнадзором во исполнение поручения Президента России по итогам заседания президиума Государственного совета по вопросу развития национальной системы защиты прав потребителей.
В документе дана оценка текущего состояния защиты прав потребителей в Российской Федерации.
Основными целями Стратегии являются:
- обеспечение соблюдения прав граждан на доступ к безопасным товарам и услугам;
- защита интересов потребителей всех слоев населения при обеспечении им равного доступа к товарам и услугам при акцентировании внимания на социально уязвимые группы населения;
- повышение уровня и качества жизни населения РФ.
Для достижения целей Стратегии предусматривается реализовать следующие приоритетные направления:
- обеспечение защиты граждан РФ как потребителей;
- защита потребительских прав социально уязвимых групп населения;
- стимулирование моделей производства и сферы услуг, способных удовлетворить потребности и запросы потребителей;
- предотвращение появления недобросовестных практик со стороны хозяйствующих субъектов, которые отрицательно сказываются на потребителях;
- развитие рыночной конъюнктуры, обеспечивающей потребителям больший выбор при более низких ценах;
- продвижение принципов рациональной модели потребления;
- содействие созданию и деятельности общественных объединений потребителей;
- расширение международного сотрудничества в области защиты прав потребителей.
Для обеспечения защиты граждан РФ как потребителей предлагается, в частности:
- проводить политику, направленную на обеспечение наличия в обороте качественной и безопасной продукции, с полной и достоверной маркировкой товаров;
- обеспечить введение механизма контрольной закупки;
- обеспечить внесение изменений в законодательство Российской Федерации в отношении прав (полномочий) органов местного самоуправления в области защиты прав потребителей;
- внедрять правовые механизмы защиты прав и законных интересов групп потребителей в судах (групповых исков);
- способствовать просвещению и информированию потребителей, в том числе через организацию в многофункциональных центрах консультирования потребителей, включающего такие важные аспекты защиты интересов потребителей, как здоровое питание, предупреждение заболеваний, вызываемых пищевыми продуктами, фальсификация продуктов питания, опасности, связанные с использованием товаров, маркировка товаров, порядок доступа к механизмам урегулирования споров, информация об организациях по вопросам защиты прав потребителей;
- способствовать обеспечению защищенности личной информации и данных потребителей, в том числе через введение запрета на понуждение потребителей под угрозой отказа в совершении сделки к предоставлению персональных данных в случаях, когда предоставление таких данных не предусмотрено законодательством Российской Федерации и не связано с совершением сделки по реализации товаров (работ, услуг), а также через установление административной ответственности за нарушение такого запрета;
- осуществлять эффективное взаимодействие и координацию деятельности участников национальной системы защиты прав потребителей на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Первоочередное внимание в Стратегии уделено медицинским услугам, коммунальным вопросам, энергоснабжению, фармацевтическим товарам, продуктам питания.
Стратегией закрепляется идея расширения международного сотрудничества в области защиты прав потребителей и активного участия Российской Федерации в этих процессах для выработки эффективных механизмов защиты российских потребителей при совершении ими покупок за границей и приобретении услуг на иностранных Интернет-ресурсах.
7.
Право на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления является неотъемлемым правом человека и гражданина в Российской Федерации. В Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, участником которой является Российская Федерации, указано, что каждый, чьи права и свободы, признанные Конвенцией, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами в официальном качестве (статья 13).
В соответствии со ст. 33 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Порядок реализации данного положения Конституции РФ и норм международного права нашел свое закрепление в федеральном законодательстве Российской Федерации, законах субъектов Российской Федерации, нормативных актах органов местного самоуправления, а также в ведомственных нормативных актах.
Основное место среди федеральных законов, регламентирующих порядок рассмотрения обращений граждан, занимает Федеральный Закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Данным федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, в том числе и органами прокуратуры.
Установленный законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в ином порядке, установленном федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами.
Рассматриваемым федеральным законом закреплены основные права и гарантии граждан на обращение:
1. Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения.
2. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно.
3. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.
4. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.
5. Запрещается преследование гражданина в связи с его обращением.
6. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия.
7. Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в орган или должностному лицу, чье решение или действие (бездействие) обжалуются.
8. Обращение подлежит обязательному рассмотрению.
9. Гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.
Кроме того, данным федеральным законом определены следующие права гражданина:
1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;
2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (за исключением рассмотрения отдельных обращений), уведомление о переадресации письменного обращения;
4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
Федеральным законом установлены требования к письменному обращению. Гражданин в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свою фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.
В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 27.07.2010 № 227-ФЗ, обращение может быть направлено в форме электронного документа. В этом случае гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме.
Федеральный закон устанавливает сроки регистрации и рассмотрения обращения:
- в течение трех дней с момента поступления обращение должно быть зарегистрировано;
- в течение 30 дней со дня регистрации обращение должно быть рассмотрено, в исключительных случаях руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на это лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Федеральным законом установлены также 7-дневные сроки направления, регистрации и рассмотрения письменного обращения, а также в случаях, если рассмотрение данного обращения не входит в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 № 2201-1 «О прокуратуре Российской Федерации»:
1. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.
2. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.
3. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.
4. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к установленной ответственности лиц, совершивших правонарушения.
5. Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.
Следующим ключевым законом в указанной сфере правоотношений является Федеральный закон от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (в редакции от 09.02.2009 № 4-ФЗ), установивший определенные гарантии осуществления прав гражданина.
В нем закреплено право гражданина в случае нарушения органами государственной власти и местного самоуправления прав и свобод гражданина, создания препятствий к их осуществлению, незаконного возложения обязанностей или ответственности, обратится с жалобой в суд.
Закон предусматривает возможность подачи жалобы представителем, право подать жалобу по месту жительства гражданина, либо в суд по месту нахождения органа. Суд вправе приостановить обжалуемое решение.
Органы, чьи действия обжалуются, обязаны документально доказать законность обжалуемых действий (решений); гражданин обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод и получить возмещение вреда, моральных убытков в порядке гражданского судопроизводства. Жалоба рассматривается по правилам гражданского судопроизводства с учетом особенностей, установленных данным законом.
Кроме указанных федеральных законов особенности рассмотрения обращений устанавливаются и иными законами.
Так, Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» относит к исключительной компетенции данного суда разрешение дел, связанных с жалобами на нарушение конституционных прав и свобод граждан.
Уголовно–процессуальным, Гражданским процессуальным, Арбитражным процессуальным кодексами РФ определены особенности рассмотрения обращений граждан в судопроизводстве.
Трудовым кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Таможенным и Налоговым кодексами Российской Федерации установлен порядок рассмотрения так называемых специальных жалоб.
Особенности рассмотрения обращений в сфере изменения конституционно-правового статуса лиц содержатся в Федеральных законах «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации», «Об общественной палате Российской Федерации», «О гражданстве Российской Федерации», «О беженцах», «О вынужденных переселенцах» и других.
Федеральным законом от 11.07.2011 № 199-ФЗ в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях введена ст. 5.59, предусматривающая административную ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан.
8.
Верховный суд Российской Федерации рассмотрел кассационную жалобу адвоката и подтвердил, что оставленная в общественном месте без присмотра вещь не является ничьей, чужие вещи можно взять только для того, чтобы вернуть хозяину, иначе это будет считаться воровством.
Суд рассматривал дело женщины, которая нашла в холле поликлиники, забытый чужой мобильный телефон и присвоила его себе.
Ее адвокат в кассационной жалобе просил приговор и последующие решения нижестоящих судов отменить, уголовное дело прекратить в связи с отсутствием в действиях подзащитной состава преступления. По мнению защитника, прямого умысла, направленного на завладение чужим имуществом у женщины не было, активных действий по изъятию телефона из владения потерпевшего она не предпринимала, телефон выбыл из владения собственника по его же невнимательности.
Судом достоверно установлено, что телефон потерпевшего не был утерян, а был оставлен им совместно с другими вещами в помещении поликлиники. Собственник не считал телефон потерянным и через непродолжительное время вернулся на место, где его оставил с другими вещами. Обнаружив отсутствие телефона, осуществлял звонки на свой абонентский номер с целью установления его местонахождения, а затем сразу же обратился за помощью в полицию для осуществления его поиска. Осужденная осознавала, что телефон имеет владельца, которого рядом нет, но при этом не отвечала на звонки, а затем избавилась от сим-карты.
Судебная коллегия по уголовным делам, учитывая конкретные обстоятельства уголовного дела, место совершения деяния - государственное учреждение (поликлиника), показания потерпевшего о достоверно известном ему месте нахождения принадлежащего ему телефона, действия осужденной, направленные на обращение чужого имущества в свою пользу, а также особенности предмета хищения - мобильного телефона, находящегося в рабочем состоянии и имеющего идентификационные признаки, кассационную жалобу адвоката оставила без удовлетворения.
Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, нашедший потерянную вещь обязан немедленно уведомить об этом ее хозяина, а если владелец неизвестен заявить о находке в полицию.
Разъяснения подготовлены по информации
Тындинской транспортной прокуратуры
